В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 821534-6, предусматривающий радикальное изменение Закона № 223-ФЗ. В сентябре законопроект прошёл первое чтение, а к декабрю Министерством экономического развития был подготовлен пакет поправок к нему. Концепция законопроекта была сохранена, однако многие его нормы получили развитие и детализацию. В первую очередь были существенно расширены требования к заказчикам.

Требования к положению о закупках
Хотя сам институт положения о закупках поправками не упраздняется, но свобода заказчика в формулировке его норм существенно ограничивается. Прежде всего, поправками устанавливается закрытый перечень возможных способов закупок и их разновидностей, а также случаи использования и порядок информационного обеспечения каждого из них, о чём пойдёт речь в следующем разделе. В этой ситуации в случае принятия заказчику останется лишь воспроизвести новые нормы Закона в своём корпоративном положении о закупках, дополнив их лишь сугубо техническими моментами.

Кроме того, поправками подтверждается и без того признаваемое за региональными властями право издавать типовые положения о закупках для подведомственных им субъектов Закона № 223-ФЗ (прежде всего, унитарных предприятий и хозяйственных обществ в собственности регионального правительства). Поправками прямо предусмотрено, что для таких субъектов типовые положения не просто рекомендательны, а именно обязательны. Аналогичные полномочия в отношении подведомственных им заказчиков получают и местные администрации.
Оптимизм внушает то, что поправками предусмотрено больше года на изменение положений о закупках: от заказчика требуется привести положение о закупках в соответствие с новой редакцией Закона № 223-ФЗ к 31 марта 2017 года. Если он этого не сделает, то его положение будет считаться не опубликованным, что автоматически влечёт для заказчика обязанность проводить все свои закупки по Закону «О контрактной системе».

Наконец, предусматривается и возможность субъекта Закона № 223-ФЗ, входящего в холдинг, присоединиться к положению о закупках «головной» организации. Это устраняет необходимость копирования «спущенного сверху» положения, а также упрощает его изменения: как и само положение, каждое изменение вступает в силу одновременно для всех присоединившихся компаний.

Требования к способам закупок
Ограничение права заказчика самостоятельно регулировать и выбирать способы закупки можно без преувеличения назвать ключевой новеллой и поправок, и всего законопроекта. И если первоначальной редакцией законопроекта всё же предполагалось сохранить право нормотворчества заказчика по крайней мере для некоторых закупок, то поправками предусматривается закрытый перечень способов, которыми заказчик имеет право пользоваться:

Конкурс (в т.ч. двухэтапный, с предквалификацией и с переторжкой).
Аукцион (в т.ч. с предквалификацией).
Запрос котировок.
Запрос предложений.
Закупка у единственного поставщика.
Несмотря на то, что для обозначения первого этапа и переторжки в поправках использована специфическая и тяжеловесная терминология, в этом перечне всё равно узнаётся перечень возможных способов госзакупок, зафиксированный в ст. 28 Закона «О контрактной системе», пусть и в несколько расширенном виде. Особое внимание необходимо обратить на то, что возможность сочетания дополнительных элементов предусмотрена лишь для конкурса, в аукционе возможен лишь один дополнительный элемент (переторжка), а для неторговых способов закупки какие бы то ни было дополнительные элементы и вовсе запрещены.

Минимально допустимые сроки приёма заявок предусмотрены поправками для каждого способа закупки, а в торгах ещё и дифференцированы в зависимости от начальной (максимальной) цены:

Способ закупки                                                        Минимальный срок сбора заявок
Конкурс с начальной ценой до 30 млн рублей             7 дней
Конкурс с начальной ценой до 1 млрд рублей             15 дней
Конкурс с начальной ценой более 1 млрд рублей       20 дней
Аукцион с начальной ценой до 30 млн рублей             7 дней
Аукцион с начальной ценой более 30 млн рублей       15 дней
Запрос котировок                                                              7 рабочих дней
Запрос предложений                                                       5 рабочих дней
Случаи проведения неторговых конкурентных способов также ограничены ценовыми значениями: запрос котировок допускается при закупке с начальной ценой не более 7 млн рублей, а запрос предложений – не более 15 млн рублей.

Интересно обстоит дело с закупками у единственного поставщика. С одной стороны, заказчик сохраняет право самостоятельно определять перечень случаев проведения таких закупок в положении о закупках. С другой стороны, этот перечень должен быть именно закрытым (т.е. формулировки типа «в иных случаях по решению руководителя заказчика» придётся исключить), и в этом перечне должны быть отражены ситуации, когда в конкурентной закупке участвовал или остался лишь один потенциальный поставщик (а значит, с таким поставщиков заказчик будет не просто вправе, а обязан заключить контракт). Кроме того, публикация информации о закупке у единственного поставщика становится не обязанностью, а правом заказчика – в этом, пожалуй, состоит главное смягчение предлагаемых норм по сравнению с действующей редакцией Закона № 223-ФЗ (ещё одно заключается в упрощении формы ежемесячной отчетности). А вот в случае закрытой закупки у единственного поставщика публиковать закупочную информацию заказчику прямо запрещено.

Этот же запрет распространяется и на конкурентные закупки, проводимые в закрытом режиме – ведь все те же самые перечисленные выше способы предписаны заказчику и для закрытых закупок. А вот само понятие закрытых закупок теперь определено однозначно – таковыми могут быть лишь закупки, содержащие государственную тайну, либо закупки, приравненные к таковым решением Правительства РФ.

Поправками предусмотрена обязанность заказчика составлять не только итоговый протокол по результатам закупки, но и протоколы в ходе конкурентных закупок (в частности, протокол вскрытия конвертов и протокол с итогами предквалификационного отбора). Новеллами предусмотрены требования к содержанию каждой разновидности закупочных протоколов. Все эти протоколы заказчик обязан будет хранить не менее трех лет.

 

Электронная форма закупки
Второй важнейшей новеллой поправок стал институт универсальных электронных площадок и анонсированный на 2016 год их отбор. Универсальность площадок мыслится в том, что именно на них будут проводиться все регулируемые закупки (и по Закону № 223-ФЗ, и по Закону «О контрактной системе»), а также все регулируемые торги на продажу (ТРИД и приватизация). Однако результаты отбора, как прямо предусмотрено поправками, будут опубликованы не ранее 2017 года, а до того все закупки по Закону № 223-ФЗ проводятся в действующем режиме – т.е. на площадках, выбранных самими заказчиками (это, в частности, прямо подчёркнуто в письме Минэкономразвития от 9.12.2015 № 928и-3556).

В электронной форме, как и сегодня, смогут проводиться все способы закупок, разрешённые субъектам Закона № 223-ФЗ. Однако поправками предусмотрено, что в рамках электронных закупок обеспечение заявки может предоставляться только путём резервирования денежных средств участника закупки на счетах универсальной площадки (такая схема сегодня предусмотрена для электронного аукциона Законом «О контрактной системе»). Поправками регламентирован порядок прекращения блокировки таких средств и случаи перечисления их на счёт заказчика.

По аналогии с электронным аукционом контрактной системе в заявках участников электронных закупок будут обособляться первые, вторые части и ценовое предложение. Порядок их раскрытия организатору закупки также регламентирован поправками.

Договоры по результатам электронной закупки также подписываются в электронной форме, причём именно посредством функционала универсальной электронной площадки. Устранена поправками и известная коллизия постановления Правительства РФ № 616, не допускавшая проведения в электронной форме закупки у единственного поставщика: с 2016 года на электронных закупках могут проводиться не только конкурентные, но и неконкурентные закупки.


Иные требования
Ограничение свободы усмотрения заказчика перечисленными выше новшествами не исчерпывается. Так, например, запрещается по общему правилу указывать товарный знак закупаемой продукции без оговорки об эквиваленте – исключения из этого правила сводятся к тем, которые функционируют в настоящее время в контрактной системе.

Невозможно, согласно поправкам, и произвольное толкование формулировки «сведения о начальной (максимальной) цене», которая установлена действующей редакцией Закона № 223-ФЗ в качестве одного из пунктов извещения о закупке и закупочной документации. С 2016 года в обоих документах в этом пункте можно будет указывать либо точную сумму, либо формулу её расчёта, либо цену единицы продукции.

Свобода заказчика по изменению договора опять же ограничена стандартами контрактной системы. Что ещё более важно, заказчику прямо запрещено отказываться от заключения договора по итогам закупки, чем устраняется одно из ключевых различий между конкурентными и неконкурентными способами закупки.

Регламентирован поправками такие очевидные пробелы действующей редакции Закона № 223-ФЗ, как сроки заключения договора по итогам закупки (не ранее чем через семь, но не позднее чем через двадцать дней с даты публикации итогового протокола) и порядок разъяснения закупочной документации (в течение трех рабочий дней с даты поступления запроса участника).

Наконец, поправками предусмотрена обязанность заказчика не просто иметь комиссию по проведению закупок, но и обеспечивать членство в этой комиссии не менее пяти человек (из них на каждом конкретном заседании должны присутствовать по крайней мере половина членов).

Отрадно отметить, что по крайней мере право самостоятельно определять порядок критерии и сопоставления заявок за заказчиком сохранена – и этот порядок может отличаться от предусмотренного постановлением Правительства РФ № 1085.

В целом можно сказать, что даже по сравнению с первой редакцией законопроекта поправки предусматривают ещё большее приближение норм Закона № 223-ФЗ к стандартам контрактной системы. В случае принятия этих поправок у заказчиков, конечно, останется определённый объём свобод в осуществлении закупок, однако уже отлаженную на сегодня систему закупочной деятельности придётся значительно корректировать.

Проследить за статусом Законопроекта можно по следующей ссылке: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=821534-6&02